Корейские похоронные обычаи и ритуалы

Корейские похоронные обычаи и ритуалы

Погребальные обычаи корейцев.

Это богатый культурный пласт, пронизанный множеством ритуалов, отражающих глубокое уважение к предкам и заботу о душе усопшего. Эти традиции не только сохраняют связь с прошлым, но и помогают живым почтить память умершего, обеспечивая ему благополучный переход в мир духов.

После смерти человека начинается подготовка тела к прощанию. Ватой закрывают рот и нос покойного, чтобы, по верованиям, не дать душе преждевременно покинуть тело. Затем его полностью накрывают одеялом, включая голову, что символизирует завершение земного пути и охраняет душу до завершения всех обрядов. Голова усопшего должна быть направлена на север. Тело помещают в специальную комнату траура, и отделяют белой ширмой - символом чистоты и почтения. На протяжении всего времени рядом с покойным обязательно должен находиться кто-то из близких. Считается, что душа не должна оставаться одна, чтобы не испытать страха или одиночества.

В доме завешиваются зеркала - считается, что отражения могут испугать душу или вызвать тревожные ощущения у близких, как будто в доме присутствуют два тела: физическое и духовное. Эти меры принимаются до проведения первого обряда поминовения "Хон", одному из ключевых моментов похоронной церемонии. Он служит официальным объявлением о смерти и обращением к небу с просьбой принять душу.

Для покойного шьют специальное ритуальное одеяло и подушку с верхом из красного шёлка, а внутренней частью из белой ткани. Члены семьи и близкие родственники надевают траурные знаки, у мужчин это чёрные нарукавные повязки, а у женщин белые (или чёрные) платки. Также собираются все личные вещи покойного. Позже, они будут сожжены в специально отведённом месте на кладбище – такой обряд символизирует завершение земного пути.

Перед ширмой в траурной комнате устанавливают ритуальный стол, где размещают благовония, свечи, алкоголь, а также три порции еды: для покойного, духам Неба и Земли (обычно это рис и салаты). Пищу обновляют утром, днём и вечером по традиции кормления души покойного и духов, которые приходят сопровождать её в иной мир. Важно следить, чтобы свечи и благовония не погасли, что считается дурным знаком. В день похорон кашу из ритуальных чаш собирают в мешочек и выбрасывают в реку, проезжая через мост, символизируя «переправу души». Если реки нет, мешочек обливают водой и оставляют у дороги.

Все ритуальные действия координирует распорядитель, ответственный за порядок проведения обрядов. Санчжу - старший в трауре, чаще всего это старший сын, ближайший родственник или знаток традиций. Он координирует все действия - от подготовки к похоронной церемонии до захоронения. Современная практика показывает, что нередко возникают попытки подсказать или указать санчжу как «правильно», но в корейской традиции это считается неэтичным. Даже если санчжу ошибётся - это допустимо, ведь у разных регионов и семей могут быть свои особенности, и они не противоречат духу ритуала.

Обмывание тела не предполагает полного купания, тело только обтирают влажным полотенцем, после чего переодевают покойного в чистую одежду. После омовения подстригаются волосы и ногти покойного, затем их помещают в мешочек из белой ткани и кладут в гроб или в карман одежды, а руки и ноги связываются тонкой белой верёвкой. Важный элемент похоронной процессии - флаг мёнчжон, который несут перед гробом. Он представляет собой красное полотнище размером около 1×2 метра, на котором белой краской пишут фамилию и клан (пон) покойного. Сегодня мёнчжон чаще всего стелют на крышку гроба - его главное назначение дать знать окружающим, кого провожают в последний путь.

Также, важной частью традиции является оповещение всех родственников и близких, чтобы каждый мог выразить соболезнования и принять участие в церемониях. Это подчёркивает коллективный, семейный характер корейских похорон, где единение и поддержка играют значимую роль. Гостей обычно встречают сыновья покойного. Пришедшие приносят с собой палочки благовоний и деньги (помощь «Пуэ») в конвертах, где указываются имя дарителя и сумма. Перед выездом на кладбище проводится церемония вечного прощания «Данненде». На стол возле гроба выставляют любимые блюда умершего. Санчжу или старший сын наливает алкоголь, поклоняется и сливает алкоголь. Этот обряд совершают все желающие члены семьи и гости. Гроб выносится головой вперёд.

После захоронения, у могилы накрывают поминальный стол, часть еды оставляют в углу могилы как последнее подношение. Нарукавные повязки и белые платки сжигаются, особенно у тех, кто ухаживает за престарелыми или больными. Завершается ритуал повторным чтением «Чхук» или минутой молчания. Если умерший не достиг совершеннолетия (у корейцев — 20 лет), то обряды сильно упрощаются - не проводится данненде, не делаются поклоны, нет стола с угощениями.

На следующий день после похорон семья снова совершает поминальный ритуал у могилы. Траур сопровождается строгими ограничениями и в наши дни, чаще всего, соблюдается до третьих поминок «Самнён деса», это 100 дней. Хотя со временем многое меняется, и современные реалии вносят коррективы, суть корейских похоронных обрядов остаётся прежней - это способ сохранить связь между поколениями и отдать дань уважения ушедшим. Корейские погребальные обряды - это не просто ритуалы, а глубокая система символов и действий, которые помогают живым пережить утрату, а душе усопшего найти путь в загробный мир. Эти традиции сохраняются веками, отражая уважение к предкам и веру в продолжение духовной жизни.